Театральные студии

  

 

19.10.2018

Представьте себе школьную театральную студию. Представили? Предлагается сценарий – чаще всего руководителем студии, поскольку он человек опытный и может выбрать из моря пьес ту, что по-настоящему интересна детям. Распределяются роли – если детей много, а действующих лиц не очень, создаются дубли – мало ли, вдруг кто заболеет или не сможет быть на спектакле. Начинаются репетиции, изготовление декораций и реквизита... Ставится спектакль – он венчает эту долгую и увлекательную работу. Возможно, его покажут ещё несколько раз, после чего начинается история постановки следующей пьесы.

А теперь представьте детей разного возраста – с 5 по 11 класс – и немножко взрослых, среди которых пара-тройка родителей, которым ужасно интересно во всём этом участвовать помимо своих профессиональных, домашних и родительских дел. Они обсуждают, что каждому хотелось бы воплотить на сцене. Нет не только сценария (его ещё предстоит создать) - может не быть и готового текста. Вместо этого сейчас впечатления от прочитанных книг, авторов, целых эпох. Так определяется тема спектакля или книга, по которой он будет поставлен.

Всё, что происходит дальше - сценарий, декорации, реквизит - тоже является результатом работы всех участников спектакля. Сценарий пишется так, чтобы все, кто хочет в нём сыграть, мог это сделать. Удивительным образом (на самом деле, конечно, благодаря таланту руководителей студии) придуманные сообща сценарные и режиссёрские ходы не только не противоречат литературной основе, но и проявляют тонкости и нюансы авторского текста. Так, например, в «Алисе в стране чудес» зрители увидели 6 Алис, а в спектакле «Летучий корабль» лесную научную лабораторию.

В этой студии ничто не мешает воплощению собственного замысла. Взрослые – в помощь, если она нужна. Если не нужна – не будут пытаться «улучшить». Примеров таких абсолютно самостоятельных спектаклей у существующих всего четвёртый год «Театральных штрихов» пока два: спектакль «Перелом», основанный на стихах, письмах и биографиях поэтов Серебряного века и «История о человеке, который умер дважды» по рассказу В. Шукшина «Осенью». Сценаристами и режиссёрами-постановщиками выступили выпускницы 2018 года Лена Первушкина и Милена Комарова.

Зачем всё это? Почему так сложно и нелинейно?

Потому, что для руководителей студии «Театральные штрихи» погружение детей в культурный мир театра, развитие способностей, обучение актёрскому мастерству и премудростям создания спектакля – лишь верхушка айсберга. А в глубине, в основании – формирование личности. Творческой, инициативной, самостоятельной и ответственной.

 

подробнее
обновлено: 19.10.2018
19.10.2018

Можно сказать, что театральная студия "Юпитер" - дитя Перестройки и полноправный гражданин новой России.

Студия возникла именно в начале 90-х годов, когда начались многочисленные эксперименты в поисках такой оптимальной организации школьной жизни, при которой учеба была бы более комфортна для детей, а педагогическое творчество учителей - более свободным и разнообразным.

На каких основах формировать воспитательный и учебный процесс? кого выдвигать в качестве героев, примеров для подражания? что читать и обсуждать с учениками? Поиск ответов на эти вопросы и составляет смысл работы школьной т/с "Юпитер".

В корпусе №2 всегда любили театр. С самого открытия школы в 1984 году учителя литературы и классные руководители организовывали коллективные выезды на спектакли московских театров. По сей день посещение театров - один из любимых способов организации познавательного досуга детей нашей школы. Уже определились предпочтения: одни любят мюзикл, другие - классическую драму, третьи - экспериментальный театр. Просмотр спектакля может дополнить изучение программных произведений литературы, решить воспитательные задачи, развить художественый вкус, дать повод для размышления и дискуссии. 

С первого года работы школы учитель музыки  Елена Александровна Вагина начала сотрудничать с Государственным московским детским музыкальным театром под руководством Н.И. Сац. Был создан клуб друзей музыки "Прелюдия", поставлен музыкальный спектакль "Стрекоза и Муравей", открыт музей ДМТ. Члены клуба "Прелюдия" дежурили в фойе Театра, выступали на театральных праздниках, участвовали в обсуждении спектаклей. 

Следует особенно отметить, что Хапова Надежда Тимофеевна всегда поддерживала театральные эксперименты. Её стремление создать в школе атмосферу педагогического поиска и умение добиваться убедительных результатов работы школьного коллектива были высоко оценены - Надежде Тимофеевне присвоено звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".

В 1990 году в школу пришла молодая учительница литературы Н.Л.Файн вместе с Е.С. Сергеевой создали театральную студию, которой вскоре было придумано название "Юпитер".По легенде, ребята сами подобрали название "Юные ПИтомцы ТЕатральной Рампы".

Вскоре в студии появился новый руководитель Сергей Генрихович Галин. Энергии у него оказалось хоть отбавляй! Во-первых, он решил, что спектакли можно играть не только на русском языке. Во-вторых, что один спектакль в год - мало. В-третьих - что надо организовывать внутристудийную культурную жизнь. Не все поначалу удавалось ,но и актеры, и руководители всё время учились на своих ошибках и не прекращали экспериментировать. А руководителей становилось всё больше:которых стало уже гораздо больше: в творческую группу кроме С.Г. и Елены Станиславовны влились Игорь Анатольевич Иванов, Елена Александровна Вагина, а чуть позже и Ольга Викторовна Сафонова. Ученики этих учителей и стали основой театральной труппы.

Результатом совместного творчества такого большого коллектива талантливых людей стали вынесенные на суд зрителей более 70-ти разноплановых постановок. Они составили основу многих общешкольных мероприятий и образовательных проектов.

Начиная с сезона 1993-1994 годов, работы было очень много: и организация праздников, и большие "полнометражные" спектакли для старших, и постановки "для детей". Основные творческие силы составляли ученики выпуска 1995 г. Они и стали первыми Звездами студии. В 1996  году руководителем младшей группы студии сталКонстантин Александрович Чистяков - выпускник "Юпитера". Многое в студии было сделано при участии его сил и таланта.

Самым объемным творческим проектом было празднование 200-летнего юбилея А.С. Пушкина. Мы участвовали в конкурсах, посвященных этой дате. Двое ребят стали победителями Форума "Одаренные дети" (Владимир Жеребцов и Алина Звонарёва).

К концу этого периода первую скрипку на сцене "Юпитера" стали играть уже ученики О.В. Сафоновой. Они  вступили в III тысячелетие главными актерами студии. Но "в спину им дышали" очередные ученики Игоря Анатольевича. В этом творческом соперничестве и начался XXI век.

Первые пять лет нового века ознаменовались расширением сферы деятельности театральной студии. Усложнились творческие задачи, которые ставит перед собой коллектив "Юпитера".

Учителя литературы начали осуществлять собственные постановки учебных отрывков для использования их на уроках. Театральное творчество стало частью внеурочной работы по истории, мировой художественной культуре, иностранному языку, математике. Проводятся театральные фестивали, посвященные юбилеям великих писателей и драматургов (А.Н.Островского, Н.В. Гоголя, В. Шекспира, Г.-Х. Андерсена , Е. Шварца ).

Ежегодно ставятся отрывки спектаклей на английском языке, которые участвуют в конкурсах драмы на иностранных языках в Юго-Западном округе Москвы..

В 2005 году поставлен  спектакль на французском языке "Huis Clos" (За закрытыми дверьми) по пьесе Ж.-П. Сартра, который получил второе место на фестивале франкофонных театров "..." в городе Екатеринбурге. Это была совместная работа с театральной труппой  "Le Drame de la Vie" Французского Университетского Колледжа города Москвы. В Москве спектакль шел на сцене "Юпитера".

Актеры студии с успехом участвовавли в городском конкурсе "Юные таланты Московии" и смотрах детского творчества района Ясенево..

По мере взросления юных актеров и самого творческого коллектива для постановки стали выбираться произведения, которые требуют решения сложных художественных и технических задач. Совместными усилиями взрослых и детей и при поддержке огромного числа помощников были представлены спектакли "Над пропастью во ржи", "Вишневый сад", "Вишнёвый сад", "Как важно быть серьёзным". Авторы спектаклей считали особой задачей передать  дух эпохи, национально-культурный колорит  этих произведений.

В 2005 году школьная театральная студия "Юпитер" вошла в Ассоциацию детских театров Юго-Западного округа Москвы. За успешную творческую работу ребята были награждены Окружным управлением образования грамотами, подарками и поездкой на отдых в Болгарию.

В настоящее время студия испытывает непростые времена. В связи с реорганизацией школ основные руководители студии получили новую административную нагрузку, и поэтому не хватает сил на крупные постановки. Последними большими полноценными произведениями стали спектакли «Собака на сене» (2010 г.) и «Ханума» (2011 г.). Но театральная жизнь в школе продолжается. Последние годы главные призы на театральных конкурсах получают коллективы под руководством Весёлкиной С. Н. , учителя начальной школы. Её перешедшие в среднюю школу выпускники: «Фантазёры» и «Самоцветы» - составляют основу не только всех театральных и коцертных мероприятий, но и органов школьного самоуправления. Ежегодно в апреле проходит торжественное закрытие театрального сезона, на котором подводятся итоги года и отмечаются яркие актёрские работы, а также происходит театрализованное прощание с актёрами – выпускниками. «ЮПИТЕР» живёт и ждёт новых режиссёров и актёров.

 

 

 

 

подробнее
обновлено: 19.10.2018
19.10.2018

Сегодня детскому сценическому творчеству в том или ином виде уделяется внимание практически в каждой российской школе.

Наша школа не является исключением. «Шоу-театр «Сенсация» появился в корпусе №2 в декабре 2013 года. Занятия студии по своему желанию посещают дети средней возрастной группы (5-8 классов) и старшей (9-11 классов). Занятия проводятся 2-3 раза в неделю (для каждой группы в отдельности) как репетиции выбранных произведений с использованием классических упражнений театральной школы.

Руководитель, Ю.В. Органов использует еатральные постановки как форму организации интересного и полезного досуга школьников. И это вполне закономерно. Ведь школьный театр – это благоприятная среда самовыражения и самореализации ребенка, позволяющая многим детям «найти себя», поверить в себя, преодолеть собственную робость, застенчивость, комплексы неполноценности. Театр – это еще и коллектив, с которым идентифицирует себя школьник, коллектив со своими нормами, ценностями, идеалами. Наконец, театр – хорошо зарекомендовавший себя механизм гуманистического воспитания.

Работая с детьми 5-6 классов, которые характеризуются повышенной гиперактивностью, Юрий Васильевич привлёк их к участию в постановках. Около 80% этих ребят считаются самыми лучшими актёрами студии, самыми востребованными в проведении общешкольных мероприятий. Начало развитию карьеры актёров положил спектакль по пьесе Т.Дрозд «Это девушки война!» (2014 год). Это был успех! А дальше - спектакль за спектаклем. «Про Федота-стрельца», «Хитрюндий Великолепный», «Две Бабы-Яги», «Мамки» и другие.

С удовольствием посещают драмкружок и старшеклассники, занимающиеся в классах технического профиля. Отчасти это способствует разрешению противоречий между реальными возможностями учащихся и требованиями, которые к ним предъявляются со стороны общества. Учебный год составляет 9 месяцев, которые разделены на 3 трехмесячных блока. каждый из которого заканчивается открытым уроком, показом миниатюр, постановкой спектакля. В течении всего обучения не исключена подготовка номеров для выступления на конкурсах, различных шоу.

 

подробнее
обновлено: 19.10.2018